Испытание устройств АВР

 8(918)176-20-25, 8(988)132-82-02  1762025@MAIL.RU   

Испытание устройств АВР

 

 

ООО «ЭнергоАльянс»

ЭЛЕКТРОЛАБОРАТОРИЯ

 

 

1. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИИ

Испытания АВР проводятся с целью проверки его функционирования как устройства, автоматически присоединяющего резервный источник питания к потребителям I категории при исчезновении напряжения на шинах основного, вызванного любой причиной, в том числе короткими замыканиями (КЗ) на этих шинах.

 

2.                 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1.       Организационные мероприятия

Работы по испытанию АВР выполняются по распоряжению бригадой, численным составом не менее двух человек, каждый из которых, производитель работ и член бригады, должны иметь группу по электробезопасности не ниже 111.

2.2.       Технические мероприятия

Перечень необходимых технических мероприятий определяет допускающий совместно с производителем работ в соответствии с пп. 1.4.5; 1.4.6; 1.4.7; 1.4.11 МПБЭЭ, обязательными из которых являются:

        отключение всех отходящих от АВР линий, питающих потребителей 1 - й категории;

        отключение от обоих вводов всех отходящих линий, питающих потребителей 11-й категории;

3.                 НОРМИРУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

Испытания АВР проводятся перед приемкой электрооборудования в эксплуатацию, после капитальных и текущих ремонтов, а также в сроки, установленные графиком межремонтных профилактических испытаний.

Проверке подлежат напряжение срабатывания и выдержка времени отключения основного ввода ЛВР. Выдержка времени устанавливается такой, чтобы исключить ложные срабатывания АВР при кратковременных снижениях напряжения на вводах РУ.

Напряжение срабатывания и время срабатывания должны соответствовать данным завода-изготовителя.

Проверка функционирования реле и контакторов проводится по методике проверки правильности функционирования полностью собранных схем при различных значениях напряжения оперативного тока.

4.                 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Для испытания АВР могут быть использованы:

—комбинированный электроизмерительный прибор Ц 4113 или аналогичные;

—автотрансформатор (ЛАТР), регулятор напряжения типа РНО;

—электрический секундомер ПВ 53Л.

—мегаомметр Е6-24

 

5.      ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

 

5.1. Принцип действия АВР

Принципиальная схема одного из распространенных типов АВР представлена на рис. 1.

Исходное положение контактов реле и контакторов на схеме соответствует отсутствию напряжения на обоих вводах питающей сети. При подаче напряжения на резервный ввод через нормально замкнутые контакты К4. Kl, К2, КЗ запитывается обмотка контактора К5, который своими силовыми нормально разомкнутыми контактами формирует цепь питания сборных шин потребителей 1 категории. Одновременно через контакт К5 включается индикаторная лампа Е2, свидетельствующая о питании потребителей I категории от резервного ввода

При подаче напряжения на основной ввод (рабочий) реле контроля фаз К1, К2. КЗ своими нормально замкнутыми контактами Kl, К2 и КЗ разрывает цепь питания силового контактора К4. После чего теми же нормально разомкнутыми контактами К2 и КЗ (нормально разомкнутая контактная группа К1 не задействована) формируется цепь питания обмотки контактора К4.

При этом силовые контакты К5 приходят в свое нормально разомкнутое положение, разрывая цепь питания сборных шин потребителей первой категории от резервного ввода, после чего силовые контакты К4 формируют цепь питания

 

 

Рис. 1 Схема электрическая принципиальная панелей
ЗАВ Р-100, ЗАВР-160, ЗАВР-250, ЗАВР-400,

(линии питания потребителей II категории от обоих вводов
не показаны, пунктирными линиями показаны цепи
подключения электрического секундомера ПВ53-Л
при испытаниях АВР по пп. 5.5Л; 5.5.2).


сборных шин потребителей первой категории от рабочего ввода.

Контакт К4 формирует цепь питания индикаторной лампы Е)

При пропадании напряжения на одной, двух или трех фазах рабочего ввода или снижения его ниже допустимых пределов контактами К2 и (или) КЗ реле контроля фаз, разрывается цепь питания обмотки контактора К4.

При «пропадании» фазы L, обмотка контактора К4 обесточивается, т. к. она непосредственно подключена к этой фазе через выпрямительное устройство.

При этом нормально замкнутые контакты Kl, К2, КЗ реле контроля фаз (достаточно одного из них при пропдании напряжения на одной из фаз основного ввода) начинают формирование цепи питания обмотки контактора К5.

Окончательное формирование цепи питания этой обмотки осуществляется нормально замкнутыми контактами К4 после обесточивания обмотки контактора К4, что исключает в данной ситуации замыкание силовых контактов К5, до размыкания силовых контактов К4.

После замыкания силовых контактов К5 питание сборных шин потребителей первой категории осуществляется от резервного ввода.

Нормально разомкнутый контакт К4 разрывает цепь питания индикаторной лампы Е„ а контакт К5 формирует цепи питания индикаторной лампы Е2.

5.2.        Порядок проведения испытаний

Исходное состояние схемы: вводные рубильники Q, и Q2 отключены, автоматический выключатель PQ включен.

На обоих вводах номинальное напряжение питающей сети.

5.3.        Проверка работоспособности

Проверить отсутствие напряжения на шинах потребителей I категории (шинах АВР).

Включить рубильник Q2 Загорание индикаторной лампы Е2 свидетельствует о подключении шин АВР к резервному вводу.

Проверить наличие напряжения на шинах АВР.

Проверить фазировку резервного ввода и шин АВР. Правильность фазировки определяется по отсутствию напряжения между одноименными фазами резервного ввода и шин АВР.

Включить рубильник Q,. Погасание индикаторной лампы Е2 и загорание индикаторной лампы Е2 свидетельствует о переводе питания шин АВР с резервного ввода на основной.

В случае несрабатывания контактора К4 проверить напряжение питания его обмотки и установить его ПО В реостатом Rj.

Проверить наличие напряжения на шинах АВР.

Проверить фазировку основного ввода и шин АВР.

5.4.        Проверка напряжения срабатывания

Отключить вводные рубильники Qt и Q, в указанной последовательности.

Вынуть плавкую вставку F, и подключить реле контроля этой фазы через ЛАТР (РНО), как показано на фрагменте схемы АВР (рис. 2).


 

Регулятор напряжения ЛАТР установить в положение, соответствующее выходному напряжению 220 В.

Включить автоматический выключатель QF и рубильники Qi и Q2 в указанной последовательности.

Плавно уменьшая напряжение питания К1 зафиксировать показания вольтметра, при которых произойдет его срабатывание.

Погасание лампы Еь и загорание лампы Е2 свидетельствует о правильной последовательности функционирования элементов схемы.

В случае, если контактор К4 сработает раньше чем реле контроля фаз KI, то до его срабатывания (К1) переключение шин АВР на резервный ввод не произойдет, т. к. К1 не сформирует цепь питания контактора К5 своими нормально замкнутыми контактами К1.

Тогда потребители I категории будут обесточены то тех пор, пока напряжение фазы L не снизится до напряжения срабатывания К1.

В этом случае необходимо увеличить напряжение питания обмотки К4 реостатом R,, но не выше номинального (110В).

 

Ц L2 L3 Ввод 1 (рабочий)

 

Рис.2 Фрагмент схемы АВР для включения реле контроля
одной фазы через ЛАТР (РНО
)


 Отключить рубильники, Q2 и Qi в указанной последовательности.

Вставить плавкую вставку Fj.

Последовательно подключая аналогичным образом реле контроля оставшихся фаз через ЛАТР (РНО) повторить вышеописанные операции.

Напряжение срабатывания АВР на каждой фазе должно находиться в пределах паспортных данных.

5.5.       Проверка времени срабатывания

5.5.1        Проверка времени переключения шин с основного ввода на резервный

Отключить рубильники Q2 и Qi.

Вынуть плавкие вставки F2 и F5(b фазах Ь2 основного и резервною вводов).

Собрать схему включения электрического секундомера ПВ53-Л (цепи, изображенные пунктирными линиями на рис. 28).

Клемму «220 В» секундомера подключить к фазе L резервного ввода по схеме (1) клеммы «К» и «*» подсоединить к контактам фазы Ь2 автоматического выключателя QF.

Зашунтировать нормально разомкнутые контакты К2 реле контроля фаз перемычкой.

Это делается для обеспечения работы АВР при отсутствии напряжения фазы Ь2.

Включить автоматический выключатель QF, рубильники Q2 и Qi. Запуска электрического секундомера не происходит, т. к. его измерительный блок зашунтирован контактами автоматического выключателя QF.

Отключить автоматический выключатель QF, что имитирует пропадание напряжения на основном вводе. Происходит запуск секундомера.

После замыкания силовых контактов К5 происходит останов секундомера вследствие шунтирования его измерительного блока этими контактами в цепи фазы Ь2 Время с момента исчезновения напряжения основного ввода до переключения шин АВР на резервный ввод должно соответствовать данным завода-изготовителя.

Следует отметить, что шунтирование секундомера надо осуществлять только обесточенными контактами автоматического выключателя QF и контактора К5 .

5.5.2       Проверка времени отключения основного ввода

Время переключения шин АВР с основного на резервный ввод характеризует продолжительность отсутствия напряжения на шинах АВР.

Однако часто необходимо знать время отключения основного ввода с момента исчезновения напряжения сети, чтобы при пуско-наладочных работах установить выдержку времени срабатывания реле для исключения ложных срабатываний АВР при кратковременных «провалах» напряжения.

Для измерения этого времени необходимо при отключенных рубильниках Q2 и Qi и вынутых плавких вставках F, и F5 подать питание на электрический секундомер по схеме (2). (Клемму «220 В» подключить к выходу силового контакта К4 фазы L|). Остальная часть схемы остается неизменной (можно отсоединить проводники с силового контакта К5 в фазе Ь2).

Для исключения повторного запуска секундомера реостат R2 отсоединить от N (PEN) проводника,

Включить автоматический выключатель QF, рубильники Q( и Q2.

Выключить автоматический выключатель QF. Происходит запуск секундомера.

После размыкания силовых контактов К4 происходит останов секундомера вследствие разрыва его цепи питания.

Суммарное время срабатывания реле контроля (раз и К4 должно соответствовать заводским данным или согласованному с энергоснабжающей организацией.

Примечание:

В рассматриваемой принципиальной схеме панелей ЗАВР-100; 160; 250; 400 используются реле напряжения (Kl, К2, КЗ) типа РЭП 15-220БУЗ, которые совместно с контакторами КТП601/ЗБУЗ регулировку выдержки времени срабатывания не обеспечивают.

Проверка АВР по п. 5.5.2 в этих случаях не производится.

 

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

 

Результаты испытаний оформляются протоколом.

 

 

 Электролаборатория Краснодар. Электролаборатория Краснодарский край

 

Яндекс.Метрика